В петербургском градостроительстве особое место занимает Казанский кафедральный собор. Учитывая условия тех времен, он был создан за очень короткое время, и до сих пор поражает гостей и жителей города красотой и оригинальностью.
Собор расположен на территории переведенской слободы, где ранее размещался госпиталь. Там же стояли дома для тех, кто в нем служил. При госпитале была часовня, на месте которой, спустя пару лет, построили церковь Рождества Богородицы. А свое название ей дала одна из основных святынь города на Неве – икона Казанской Божьей Матери, хранившаяся там постоянно.
Церковь, окруженная пышным садом, служила украшением Невского проспекта. И позже именно на этом месте был построен собор по проекту малоизвестного в те времена архитектора Воронихина.
Как началось строительство
К концу восемнадцатого столетия здание церкви стало ветхим, и уже не могло гармонировать с обликом Невского проспекта. Императору Павлу I пришла идея построить собор специально для ценной реликвии, и обновить проспект. Он очень хотел, чтобы по внешним очертаниям храм напоминал римские строения с наружными колоннадами, и был оснащен одним куполом. Действительно, для православных храмов тех времен такие черты не характерны.
После проведения конкурса проектов, в котором участвовало три архитектора, был утвержден проект человека, не участвовавшего там. Ним стал архитектор Воронихин, бывший когда-то крепостным семьи Строгановых.
Чтобы строительство шло полным ходом, задействовали огромное количество людей. К работам привлекались не только крестьяне, но и талантливые ремесленники: каменщики, кузнецы, гранильщики.
Для создания собора использовались исключительно отечественные материалы: в основном, привезенные из Карелии. В те времена техники почти не было, и создание храма высотой более семидесяти метров с красивейшими колоннами внутри и снаружи – работа почти фантастическая. Каждая из колонн весила почти тридцать тонн, и сложно представить, каких трудов стоило ее установить.
Примечательно, что Павел I не успел сделать закладку, чтобы начать строительство, хотя для этого уже было все готово. Даже позолоченная доска с надписью, возвещавшей о том, что именно он причастен к началу этого строительства.
После смерти императора у архитектора Воронихина были опасения, что Александр I не захочет продолжать строительство. К счастью, этого не случилось: новый правитель посчитал честью сделать закладку. Это было его первым делом в качестве императора.
Материалы для собора
Как только началась закладка фундамента, стали проводиться работы по добыче камня. В деревне Пудость, что неподалеку Гатчины, добывался пудостский камень. Он был похож на итальянский травертино, и стал главным строительным материалом. Его особенность – легкая добыча и обработка, что несколько облегчило труд рабочих, и ускорило процесс.
Для внутренней отделки использовался мрамор, привезенный из двух губерний, финский гранит, яшма и порфир. В основании здания был создан высокий цоколь с красивой отделкой из сортавальского гранита серого цвета.
Внутри собора пол облицован серым и розовым мрамором, привезенным из Карелии, и оттуда же родом кварцит, который использовали для отделки царского места, амвона, ступеней алтаря и пола.
Чтобы выбрать материал для внутренних колонн собора, архитектор сам посещал прииски.
Благодаря работе многих людей, храм создавался очень быстро, и к осени 1811 года его строительство было почти завершено. Оставались лишь небольшие отделочные работы. В день коронации Александра I храм был тожественно освящен митрополитом Новгородским. Так началась его новая жизнь.